Интервью «Всё проходящее, а профсоюз вечен»
Сейчас многих волнуют актуальные вопросы: роль и значение профсоюза в жизни каждого человека? Нужна ли профсоюзная организация и есть ли у неё будущее?
С этими и другими вопросами мы обратились к опытному руководителю МОУ «Старобешевская школа №2, ветерану профсоюзного движения Валентине Ивановне Дедок.
-Вы много лет возглавляли профсоюзную организацию школы. Расскажите, когда и как это было?
-Я попала в коллектив, который был для меня родным. В стенах Старобешевской ВШ получила образование. Здесь работали те, у кого можно было перенять опыт. Мои бывшие преподаватели стали коллегами: Н.П.Юрьев, П.П.Юрьев, З.П.Антонова, В.В.Ангелина, К.И.Асланова. Вначале было не легко. Но именно они, этот дружный, творческий коллектив, избрали меня в 1980году председателем профсоюзной организации. На этой должности я проработала 12 лет. Это был новый этап в моей жизни.
Почему именно я? Наверное, потому, что мне не безразлично то, что происходит вокруг меня.
Профсоюз научил меня многому: умению слушать и слышать людей, умению сопереживать, жить интересами коллектива.
Говорят: профсоюз куёт кадры. Это верно. Следующая ступенька моей карьеры-назначение директором Старобешевской ВШ.
-Чем отличается профсоюз того времени от нынешнего?
-Сегодня профсоюз - это единственная организация, которая является демократическим инструментом защиты интересов трудящихся. В отличии от политических партий, которые проявляют себя приверженцами социальной справедливости, особенно в период предвыборных компаний. Профсоюзы же живут заботами трудящихся изо дня в день, из года в год, помогают людям. Этот фактор и является залогом их долголетия. Профсоюзы сегодня перестали быть политическим дополнением какой-то партии, а стали выполнять самостоятельную функцию.
Наша республика переживает период сложных преобразований, которые радикально затронули все стороны общественной жизни. Поэтому на профсоюзах сейчас лежит историческая миссия: объединить трудящихся на основе производственных интересов, воспитывать их в духе солидарности, защищать их права. Важное место в работе профсоюза сегодня занимает пропаганда права, разъяснение его норм, с тем, чтобы вооружить трудящихся необходимыми в этой области знаниями.
-Какие у вас были отношения с руководителями школы?
- Каждый руководитель желает себе в партнёры грамотного профсоюзного лидера, помощника в решении конфликтных ситуаций, в решении трудовых споров. Ведь только в объединении-наша сила.
Мы с директором школы П.П.Юрьевым, работали дружно, потому что решали одни проблемы, была одна общая цель. Отношения всегда строились на основании социального партнерства.
Социальное партнерство - это улица с двусторонним движением. Поэтому эти отношения были и есть деловыми и направленными на материальное стимулирование, творческое и инициативное отношение к труду, повышение качества исполнения работниками возложенных на них должностных обязанностей, достижение высоких результатов в работе, внедрение инновационных форм и методов работы.
- Как Вы активизировали коллектив?
-Я уже говорила, что коллектив был сплочённый. Большая часть одного возраста. Вместе отмечали праздники и дни рождения, выходили на забастовки, организовывали поездки в театр, участвовали в смотрах художественной самодеятельности, с удовольствием выбирались на природу. У нас в лесу даже была своя полянка.
Но самое главное, мы узнали, что у нас есть не только обязанности, но и права. Существует пословица: «Один в поле не воин» Какой бы ни был активный и творческий лидер профсоюзной организации. Без коллектива неравнодушных, он ничего не добьётся. А вместе можно горы свернуть.
Правильно организованная работа приводит к достижению поставленной цели.
-Были в вашей практике работники, которые не желали вступать в профсоюз?
-Никогда в нашем коллективе не стоял вопрос быть или не быть членом профсоюза. Основным принципом в вопросе членства в нашем коллективе являлись такие методы как убеждение, внушение, обращение к чувствам и разуму людей, заражение личным примером. Быть членом профсоюза –это было престижно.
-Каким должен быть профсоюзный лидер? Какими качествами он должен обладать?
-Профсоюзный лидер - ключевая фигура профсоюза.
Сегодня совершенно очевидно, что мотивация профсоюзного членства у работников во многом зависит от того, кто возглавляет профсоюзный комитет. Председатель профсоюзной организации должен быть психологом, идеологом, политиком, менеджером, быть коммуникабельным. Кроме того, надо быть компетентным в вопросах трудового законодательства.
-Чему лично Вас научили годы работы в профсоюзе?
-Мудрости, умению общаться с разными людьми, сдержанности, многим необходимым качествам в жизни. Он дал мне уверенность, самоуважение, целостность, изменил мое мировоззрение.
-Можете ли Вы сказать: «Мне повезло в жизни?»
-Можно сказать, что я нашла себя в профсоюзе, потому что здесь можно проявить свои творческие способности, фантазию, быть в гуще событий. Мой личный девиз: мне не должно быть все равно, что происходит вокруг меня. А это значит, что нельзя останавливаться на достигнутом, надо двигаться дальше, меняя к лучшему свою жизнь. Да, мне, действительно, повезло в жизни!
-Спасибо большое за интересные ответы.
Хочется отметить, что благодаря работе Валентины Ивановны, вокруг этого человека много людей, которым она нужна и которые нужны ей.
Спасибо Вам за это!
Интервью брала учитель русского языка и литературы МОУ "Старобешевская школа №2" Н.А. Сириченко

Коллектив Старобешевской восьмилетней школы
|